«Сухой закон», казалось бы, журнал сугубо специализированный. Наше дело – писать о современных технологиях гидроизоляции. Но пройти мимо такого замечательного праздника, как Всемирный день архитектуры, мы все равно не можем. Тем более что история мирового зодчества тесно связана с развитием строительных технологий, в том числе в сфере гидроизоляции.
Сегодня мы обратимся к опыту двух непревзойденных гениев архитектуры. Это Антонио Гауди и Ле Корбюзье. Кто-то удивится такому винегрету: у названных мастеров на первый взгляд нет ничего общего, кроме, конечно, общепризнанной гениальности. Но, вникнув в их творчество, мы обнаружим еще одну связующую нить. Впрочем, обо всем по порядку…
Писать про Гауди – дело неблагодарное. Уже давно он стал настоящей поп-звездой, Майклом Джексоном от архитектуры. Конечно же, этому способствовала его неуемная фантазия, постоянно выходившая за рамки давно сложившихся архитектурных стилей и порой граничившая с форменным безумием. Слово «форменное» здесь особенно важно, ибо безумие касалось именно архитектурных форм. Еще один фактор, сделавший из популярного в Каталонии Гауди всемирно известного архитектора, – бурное развитие туристических потоков, которые в двадцатом веке охватили наиболее интересные места нашей маленькой планеты. В число таких мест попала и Барселона, где главным образом творил мастер.
Впрочем, ранние его работы вполне укладываются в прокрустово ложе модных в конце XIX века направлений. Одно из них – неоготика, адепты которой провозгласили декоративность главным началом архитектуры. И Гауди соответствовал: богато украшенный особняк Эль-Каприччо, построенный в 1885 году, тому красноречивое подтверждение. Другие работы этого периода тяготеют скорее к эклектике, в которой читаются мотивы все той же неоготики и барокко. Но вот затем в творчестве Гауди происходит настоящая революция. Ее связывают с именем Эусеби Гуэля – богатейшего человека Каталонии, который стал главным заказчиком Гауди, обеспечив ему полную свободу. Результатом этого союза стали построенные в начале XX века фантастический парк Гуэля, дома Бальо и Мила.
Но здесь стоит немного замедлить наше повествование, чтобы присмотреться к этим шедеврам, известным каждому, кто хоть раз бывал в Барселоне. Это и есть уникальный стиль Гауди, который можно назвать архитектурой жизни. Как и все живое на планете, он не знает прямых углов и ровных поверхностей. Но чтобы дом вдруг ожил и стал извиваться подобно растению, нужно было решить сложную техническую задачку. Традиционные кирпич и дерево для таких архитектурных изысков не годились. На помощь пришел железобетон. Именно он в сочетании с финансовыми вложениями Гуэля создал предпосылки для гениальных творений Гауди.
С железобетоном связана и еще одна революция в архитектуре. На этот раз речь идет не о бунте архитектора-одиночки, а о подлинном перевороте, который повлиял на облик тысяч городов по всему миру, в том числе на просторах бывшего Советского Союза. Одним из вождей этой революции стал скромный интеллигентный мужчина в круглых роговых очках. Речь, как вы уже догадались, идет о Ле Корбюзье.
Он родился в Швейцарии, где в 13 лет поступил в школу искусств. Забавно, что учился юный Шарль-Эдуар Жаннере-Гри (это, между прочим, настоящее имя Ле Корбюзье) декоративно-прикладному искусству. Глядя на его проекты, лишенные всякого декора, в это сложно поверить. Впрочем, идея нового стиля пришла в голову нашего героя значительно позже.
Известный каждому профессионалу стиль Ле Корбюзье сформировался в 30-е гг. XX века, когда архитектору было уже за сорок. До этого была активная и насыщенная жизнь, полная творческих поисков, взлетов и падений. Первый свой проект Ле Корбюзье реализовал в 18 лет. На вырученные деньги совершил образовательное путешествие по Италии и Австро-Венгрии, где присматривался к облику красивейших городов Европы. Позднее будет еще одно путешествие. На этот раз на Восток. Именно эти турне стали его университетами, сформировавшими эстетические предпочтения и определившими архитектурный почерк. Потом было преподавание в родной школе искусств, множество проектов, переезд во Францию, успешная карьера и – в конце концов – уже известный мастер обнародовал свой архитектурный манифест.
Изложенные принципы были лаконичны, просты и сводились к следующему: здания приподняты над землей с помощью железобетонных опор, фасады прозрачны за счет ленточного остекления, этажи имеют свободную планировку, а плоские крыши придуманы будто специально для возделывания садов. В соответствии с этими правилами Корбю, как его называли друзья, строит здания в десятках городов мира, в том числе в европейских столицах, мегаполисах США и даже в Индии. Да что там Индия. Ле Корбюзье строит в Советском Союзе! Так в Москве появляется на десятилетия опередивший свое время Дом Центросоюза, по образу и подобию которого проектируются все современные офисные здания. Более того, если посмотреть на памятники советского конструктивизма, можно заметить, что в основе этих многочисленных зданий лежат принципы Ле Корбюзье. А значит, гений великого швейцарца повлиял на застройку почти каждого города России и других, некогда союзных, республик.
Но вернемся к той самой нити, что объединяет проекты Гауди и Ле Корбюзье. Это железобетон, раскрепостивший творческие порывы великих архитекторов. Впрочем, и этот, казалось бы, безупречно надежный и долговечный материал не стал панацеей. Вскоре выяснилось, что железобетон боится воды, легко путешествующей по его пористому телу. А если к этому добавить мороз, то… результат будет плачевным.
К счастью, современным архитекторам думать об этом не приходится. Новейшие гидроизоляционные добавки, к которым относится Пенетрон Адмикс, позволяют сделать бетон совершенно водонепроницаемым, обеспечив ему практически вечную жизнь. Впрочем, здания, построенные Гауди и Ле Корбюзье, тоже можно защитить. Для этого используют проникающую гидроизоляцию Пенетрон. Ее кристаллы закупоривают многочисленные поры старого бетона, вытесняя их них вредоносную воду. Так что туристы могут и дальше наслаждаться знаменитым парком Гуэля, а любители архитектуры – восхищенно глазеть на фасад Дома Центросоюза, столь значительно опередившего свое время.